В основе поведенческой терапии лежит следующий принцип: эмоции, поведение, телесные ощущения человека не возникают сами по себе и не являются прямым следствием тех ситуаций, с которыми он сталкивается; в основе всего лежат определенные убеждения, интерпретации, правила, оценки, которыми человек руководствуется в тех или иных ситуациях.
Обязательно стоит обратиться к специалисту, если вы замечаете или ребенок жалуется на следующие проблемы:
- сниженное настроение, подавленность, слезливость, тоска, пессимизм;
- частая «беспричинная» тревога, волнение, нервозность, которые негативно сказываются на успешности ребенка;
- резкое снижение самооценки, ухудшение отношения к себе, неуверенность в себе;
- усталость и снижение энергии, которые кажутся вам более выраженными, чем того требует текущая жизненная ситуация;
- панические состояния часто «беспричинные» или несоответствующие ситуации;
- конкретные страхи (фобии), которые не проходят со временем и мешают самореализации;
- повторяющиеся движения или действия, ритуалы, в том числе вербальные, от которых ребенок не в состоянии отказаться;
- самоповреждающее или рискованное поведение.
Чтобы упростить абстрактные понятия, терапевт использует различные картинки и визуальные материалы, кукол, игры, большое место отводится фантазии ребенка. Конечно, для закрепления результата и систематического использования полученных навыков невероятно важна вовлеченность родителей в процесс помощи ребенку.
Во время сеанса совместно с терапевтом ребенок или подросток (в зависимости от своего возраста) обсуждают конкретные проблемные ситуации, с которыми он столкнулся, совместно анализируют чувства, мысли и поведение в этих ситуациях, выполняют различные упражнения, осваивают те или иные поведенческие или мыслительные навыки и обязательно разрабатывают план действий на грядущую неделю, чтобы начать тренировать полученные умения.